Как работает система Старт-Стоп на автомобиле?

Система Старт-Стоп: за или против?

07.04.2017

Технология глушения двигателя при простое где-нибудь в пробке или на светофоре – давно не новинка. Ее устанавливают на многих современных авто, особенно на тех, которые отличаются большим объемом моторов. И если эффективность системы производителям удалось доказать, то вопрос о ее негативных последствиях для двигателя при долгом использовании все еще остается открытым.

Что из себя представляет система «Старт-Стоп»?

Ее суть заключается в том, что электроника, анализируя движение автомобиля, при его полной остановке заглушает двигатель. Но, как только водитель отпускает педаль тормоза или включает сцепление, мотор запускается на автомате.

кнопка системы Старт-Стоп

Функционал системы «Старт-Стоп»

В основном система запрограммирована работать в автоматическом режиме, но возможность ручного отключения все же предусмотрена. Реализация такой функции не вызывает труда, поскольку современные двигатели более надежны и способны запускаться в разы быстрее.

Однако, в любом случае, запуск мотора – процесс, требующий дополнительных нагрузок от всех элементов автомобиля. И порой экономия топлива благодаря системе «Старт-Стоп» перекрывается преждевременной поломкой важных механизмов. (К примеру, в случаях, если водитель сначала принимает решение остановиться, но в последний момент перед полной остановкой передумывает и резко выжимает педаль газа.) В подобных ситуациях, за период использования автомобиля количество циклов остановки может перевалить за отметку в 500 000 (притом, что для обычного мотора нормой является цифра в 10 раз меньше указанной.)

Главным элементом двигателя является коленвал. Его вращение по всей длине поддерживают цилиндрические вкладыши, работающие в подшипниках. Когда мотор запущен, эти элементы не касаются друг друга как таковые и разделяются тонкой прослойкой масла. Если же двигатель глушится, две металлические поверхности начинают контактировать. Однако наибольший износ происходит в момент запуска двигателя, когда коленчатый вал пришел в движение, а гидродинамическая смазка еще не успела разделить две поверхности.

Как бороться с преждевременным износом?

Многие компании занимаются этим вопросом и предлагают различные варианты. Первый из них, разработанный инженерами Federal Mogul, предусматривает использование полимерного покрытия, содержащего в своем составе частицы окисленного железа, то есть ржавчины (!). Да, вам не показалось. Именно ржавчины. Согласно исследованиям, наличие этого элемента в микроскопической форме позволяет снизить % поверхностного трения.

Второй способ – разработка современных масел. Конечно, без различных присадок и химических элементов здесь не обошлось. Однако, снизить процент трения в половину производителям удалось. Суть работы смеси заключается в том, чтобы снизить тепловыделение, потерю мощности и износ.

Но наиболее удачным решением можно считать технологию с наночастицами, концентрирующимися в местах износа. Пока она доступна лишь в элитных маслах, предназначенных для гоночных транспортных средств.

Насколько система действительно эффективна?

Если взять во внимание тот факт, что при старте автомобиль потребляет куда большее количество топлива, чем при ожидании на светофоре, то целесообразность использования системы «Старт-Стоп» для экономии подвергается некоторым сомнениям.

На самом же деле показатель экономичности находится в прямой зависимости от стиля вождения, а также времени, которого владелец авто проводит в пробке. Однако не стоит забывать о том, что меньший расход топлива должен не просто окупать себя, но и покрывать стоимость системы и ее установки и обслуживания. Так, для жителей мегаполисов, «Старт-Стоп» вполне может стать хорошим другом.

 

Open chat
Powered by